Год ручного фокуса. Душераздирающий лирический фотоотчет

Скоро уже будет год, как моя фотографическая концепция претерпела серьезные изменения (молчать, поручик!).

Такое, наверное, может произойти с каждым, кто сделал хотя бы один шаг за пределы чисто утилитарного подхода к процессу фотографии. И дело даже не в сюжетах.  Тех же котиков и праздничные салаты можно снимать с глубоким философским подтекстом и претензией на вечность.

В моем же случае отягчающим обстоятельством оказалось суровое тоталитарное детство. Смены, ФЭДы, Зениты, красные лампы, порошки с проявляющими и закрепляющими растворами с неотвратимой регулярностью обогащают кошмарами мой старческий пролетарский сон.

По здравому рассуждению решил употребить на практике старую избитую истину. О том, что клин клином вышибают. Или «против лома нет приема, если нет другого лома».

Понятно, откровенному фанатизму предаваться не стал — пленочные тушки Зенитов и ФЭДов могут пока безмятежно отдыхать.

Сейчас на рынке появились отличные возможности для экспериментов с винтажной и не очень оптикой. В этом плане лично меня очень радует тетя Соня. Ее серия NEX в свое время стала серьезным прорывом в мире цифровых фотокамер. За вполне доступные деньги фотолюбители и энтузиасты получили в руки замечательный во всех отношениях инструмент: компактный и добротно сделанный корпус, выдающаяся по своим характеристикам матрица формата APS-C (с кроп-фактором 1,5). С отличной детализацией и способностью снимать на высоких значениях ИСО. И, что особенно важно в контексте данной статьи, — короткий рабочий отрезок камеры. Позволяющий использовать самый разнообразный «обвес».

Помимо постоянно расширяющегося парка родной (Sony+Zeiss) оптики, у нас открылась перспектива смело отправиться на чердак (или в подвал – у кого как) и разгрести дедушкины коробки. И неожиданно обнаружить там отлично сохранившиеся Юпитеры, Гелиосы, Индустары, Миры, Таиры и прочие Зенитары.  А в случае, если жадный дедушка ничего тебе не оставил в наследство, — не торопись грустить. Все это богатство прекрасно, в достаточных количествах и за смешные деньги продается на барахолках.

Короче, недальновидный дедушка и съемка мануальным объективом - понятия вполне совместимые. Ручной фокус манит и нежно зовет тебя.

Если же с какого-то перепугу ты вдруг внезапно ощутил себя состоятельным парнем, то можешь обратить свой взор на выдающуюся оптику, например, на байонете Leica М. Тут тебя ожидает целый мир во всем своем великолепии и многообразии. Leica, Carl Zeiss и Voigtlander всегда рады помочь тебе с чувством и толком потратить нажитое непосильным трудом.

Я уже не говорю про оптику других производителей. Таких как Canon, Nikon и Olympus. Если у вас есть друзья с рюкзаками тяжеленных стекол для зеркалок, то вы можете временно облегчить им жизнь. В физическом смысле. Одолжив напрокат из их богатой коллекции какой-нибудь килограммовый Никкор.

Проблемы совместимости байонетов сейчас по сути не существует. Система NEX завоевала заслуженную популярность и производители очень быстро подсуетились.  Переходники на NEX выпускаются практически под все известные стекла.

Единственным недостатком будет то, что вся (ну или почти вся) сторонняя оптика будет использоваться на NEXах  в режиме ручного фокуса. Однако упомянутый недостаток – весьма условный. Потому как съемка в «ручном» режиме – просто иная лига. Совсем другой вид спорта, если хотите. Такие упражнения позволяют переключить мозг, что называется, в новый регистр и взглянуть на процесс фотосъемки под весьма интересным и неожиданным углом.

Некоторых вставляет так, что потом годами не отпускает. А когда им предлагают автофокусную оптику, брезгливо с надрывом морщатся и возмущенно крутят пальцем у виска.

Ну а психически устойчивые парни (скромно улыбается) просто обогащают свой технический арсенал и фотографический взгляд на мир.

Собственно я о чем?

Примерно год назад, устав от ностальгических кошмаров, решил пополнить свой парк оптики каким-нибудь раритетным советским стеклом. Изначально задумался о Гелиос-44-2. Потому как детство и отрочество прошли именно под знаком этого недорогого, но добротного объектива. И многие до сих пор сохранившиеся фотокарточки были сделаны при его непосредственном участии. Затем (по завершении отрочества) был большой перерыв, наполненный разнообразными делами и событиями: учеба в институте, развал страны, поиск работы в условиях безжалостной руки рынка, женитьба, рождение сына. Да мало чего еще случилось за без малого два десятка лет. Например, цифровая фотография прочно и неоспоримо  вошла в нашу жизнь. Превратив увлечение пленкой в удел маргиналов  и одухотворенных эстетов.

helios-44-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В общем, задумавшись о Гелиос-44 на отцовском Зенит-Е, я с огорчением обнаружил, что эти самые Гелиос и Зенит куда-то бесследно исчезли.  А у отца тоже не спросишь — уже несколько лет как ушел. С билетом в один конец.

Пока изучал предложения на барахолках, неожиданно наткнулся на информацию о том, что завод КМЗ (Красногорский механический) возобновил производство легендарного в узких кругах монстра Гелиос-40-2. Стекло недешевое и очень противоречивое. В том смысле, что имеет как ярых фанатов, так и лютых ненавистников. Почитав отзывы, для себя понял: данный объектив требует просто вдумчивого подхода и понимания, что и как ты собираешься снимать.

Короче, рассусоливать не стал, отправился в секретный лабаз, и вот, я – обладатель новехонького, в масле, Гелиос-40-2 под байонет М42. Попросив удалиться особо нервных в сад, незамедлительно нахлобучил это чудо советской промышленности на свой Sony NEX-5N. Зрелище, надо сказать, получилось несколько сюрреалистическое. Сразу вспомнился анекдот про сексуально одаренного ослика, вознамерившегося отыметь дракона.

Helios_sm00001

 

С другой стороны, нам шашечки или ехать?

Конечно, ехать — мы же не абонемент в клуб гламурных подонков оформляем. А весомо, грубо и зримо — стеклом и железной поступью – материализуем наши радостные воспоминания детства и беспощадного тоталитарного прошлого!

Первая же проба пера меня очень даже порадовала. Не сказать, что я это стекло так уж часто беру на съемки. Но для прогулок недалеко от дома, для неспешной и вдумчивой портретной съемки покладистых фотомоделей (как их положишь, так и лежат!) – самое оно. А если ваш мозг вдруг переключился в режим «светлая грусть» и за окном – погожий осенний денёк, то самое время  оторвать задницу и без суеты пошуршать по загадочно притихшему сентябрьскому лесу. Только не ленитесь смотреть под ноги  - благодарная натура к ваши услугам.





 

Аппетит приходит во время еды. И внезапно нарисовавшийся, бодрый и толковый консультант из секретного лабаза предлагает обратить внимание на интересный экземпляр – Zeiss ZM T* 50mm Planar f/2.

scaleplanar

 

Сразу, без обиняков, скажу: этому стеклу было суждено занять одно из центральных мест в моей тревожной фотографической судьбе. На NEX-5N он (Zeiss) уверенно «уполовинил» время автофокусного — и отличного во многих аспектах – объектива Sony SEL50F18. Однако кардинально забороть мои автофокусные предпочтения Zeiss поначалу все же не смог.

Так тетя Соня c Zeiss’ом и мерялись между собой с переменным успехом известными органами до декабря 2013 года. Когда до российского рынка добрался, наверное, самый ожидаемый и инновационный аппарат на тот момент времени —  ILCE-7. Именуемый всуе Sony A7. Если быть точным, вышел он не один, а в паре со старшим братом A7R. Но меня в силу ряда причин и устройства головного мозга интересовал именно A7-ой.

И здесь Zeiss ZM 50mm уже показал себя во всей своей ошеломляющей буржуйской красе.

На вкус и цвет трава у всех разная, но я очень быстро ощутил — два одиночества (A7 и Zeiss) наконец нашли друг друга. Как Лёлик и Болик. Как Бонни и Клайд. Как, не побоюсь этого слова, Бивис и Батхед. У меня в достаточно близких планах тогда были намечены приобретения родных, заточенных специально под A7-ой, автофокусных объективов (35/2.8 и 55/1.8 от того же Zeiss). Сейчас, думал я тогда, наиграюсь вдоволь с мануальным ZM 50mm Planar, отведу душу и – займусь делом.

Но, странным образом, баловство незаметно и достаточно неожиданно переросло в привычку. И вот я уже восьмой месяц кряду снимаю практически исключительно на мануальный 50-ый Planar ZM в связке с А7. Свой же любимый когда-то NEX благополучно задарил жене. Которая потихоньку также приобщается к миру правильной фотографии.

В Zeiss ZM 50mm Planar f/2 прекрасно все: отличный, без сучка и задоринки, конструктив — добротный, крепко сколоченный, компактный. Великолепная и удобная механика – управлять стеклом легко, быстро и приятно. Зубодробящая резкость и микроконтраст. Бескомпромиссная цветопередача. И, конечно, замечательный рисунок. Здесь, понятно, дело вкусовых предпочтений. Но по мне, Zeiss выдает очень кинематографичную, воздушную и объемную картинку. С очень плавным и правильно сформированным бокэ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы два раза не вставать, следует не отходя от кассы отметить: благодаря Zeiss Planar ZM 50 я узнал о существовании хорошего человека по имени Стив Хафф. Изучая в сети отзывы и ТТХ Цейса, наткнулся на личный сайт Стива. С тех пор регулярно читаю его бодрые фотообзоры. Стив — талантливый, поразительно работоспособный фотограф. И просто отличный мужик.

Нет никаких сомнений, что этот Zeiss прочно и надолго займет место одного из моих любимых стекол всех времен и народов. Из разряда на все случаи жизни. Радует только, что угар спал. Остались спокойная, проверенная временем любовь и уважение. А значит, очень скоро я все-таки смогу по заслугам и без резких телодвижений оценить автофокусную оптику, покупка которой так опрометчиво была запланирована в конце прошлого года.

P.S. Чуть не забыл. Гелиос-44-2 я тоже нашел. На Питерской барахолке в декабре того же 2013-го. За смешные копейки. И от случая к случаю с удовольствием на него снимаю. Но это больше из разряда десерта, гурманства и легкой ностальгии. Когда хочется лихо закрученного бокэ или мягкой, такой знакомой с детства и до боли родной картинки.

 

Ниже можно посмотреть еще немного снимков на различные мануальные стекла.

Sony NEX-5N + Гелиос-40-2.

 

 

 

 

Sony NEX-5N + Zeiss ZM 50mm Planar f/2.

 

 

 

 

Sony A7 + Гелиос-40-2.

 

 

 

 

 

Sony A7 + Гелиос-44-2.

 

 

 

 

 

 

 

Sony A7 + Zeiss ZM 50mm Planar f/2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Предыдущие статьи из категории: Фотолаборатория

  • Фотограф Кристиан Койни
  • Чувственно и экспрессивно парень работает. Помимо славы рекламного фотографа, возникшей в результате успешного сотрудничества со многими известными марками, Кристиан Койни […]

  • Про Canon 700D
  • Отличный обзор Canon 700D. Аркадий Шаповал, считаю, вышел на новый уровень изложения. Реальный Level Up. Всё при том, что данный […]

  • Лето на Ладоге
  • Вот пример простой и незамутненной красоты. А вы всё — заграница, заграница! Белые ночи на Ладоге в самом разгаре. Каждое утро […]

  • На букву больше — на порядок совершеннее. Предварительный обзор Sony Alpha A7s
  • Пока Стивен Хафф дописывает последние буквы своего мегаобзора, можно ознакомиться с первыми впечатлениями от соотечественников. Не успели первые беззеркальные фуллфреймы […]

  • The Sony A7s. Грядет обзор
  • Бог троицу любит. Sony тоже решили не выделяться и выпустили в продажу третью модель в линейке A7. А именно — A7s. […]

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.