МС-21: страха нет. Российский самолет полетит на отечественных композитах

— Если бы выбирать пришлось сейчас, вариантов было бы больше?

— За последние годы ситуация на международном и российском рынках кардинально изменилась. В частности, «Росатом» построил завод в Алабуге. Он производит угольное волокно, которое мы уже можем использовать. Есть у нас партнеры и по производству биндерной ленты, и по связующему. Работаем с ними достаточно давно, их материалы устраивают нас по характеристикам. Причем отечественное связующее по некоторым ключевым параметрам превосходит иностранное. Все это вместе позволяет нам с осторожным оптимизмом смотреть в будущее. 

— А почему вы не занялись импортозамещением раньше?

— Кто сказал, что мы им не занимались? Успехи в создании новых российских материалов — это результат работы, которую вместе с партнерами вели последние годы. Кстати, все сказанное относится к композитам для кессона крыла, которые требуют высокопрочных материалов.

Что касается материалов средней прочности для механизации крыла, то на рынке существует несколько российских поставщиков, материалы которых нас полностью устраивают по качеству. Мы их уже протестировали и сейчас запускаем в производство агрегатов для МС-21. Аналогичная ситуация и с композитным хвостовым оперением МС-21 (киль, стабилизатор), которое делает ОНПП «Технология» в Обнинске. 

— То есть краха программы МС-21 из-за нехватки композитных материалов не будет?

— Мы сформировали пул компаний, которые могут обеспечивать нас композитными материалами на всем протяжении программы. По ряду позиций уже имеем материалы лучше, чем получали от наших зарубежных партнеров.

— В СМИ писали, что китайские композиты вдвое толще и тяжелее. Так ли это?

— Это полнейшая техническая безграмотность. Любой производитель может сделать материал необходимой толщины, которая нужна заказчику. По поводу того, что он тяжелый... Это непонимание в принципе, потому что в основе материала лежит уголь. Удельная плотность угольной ленты у всех примерно сопоставимая. Вопрос не в тяжести и толщине материала, а в характеристиках удельной прочности. Это как у стали, которая может быть высоколегированной и низколегированной. Вес примерно одинаковый, а характеристики абсолютно разные. 

Материал каждого производителя имеет свои особенности. Наше главное достижение на сегодня состоит в том, что мы научились проектировать и выпускать силовые композитные конструкции с учетом этих особенностей. Проектировщики знают, как сделать конструкцию легкую, прочную и относительно дешевую. Они понимают, какие проблемы будут на производстве и как эти проблемы минимизировать в будущем. Вот это — основная компетенция, развитая в России за последние 10 лет. 

Конечно, переход на новый материал создал нам дополнительные сложности. Но, имея опыт, мы знаем, как их преодолеть. Эта работа уже ведется.

МС-21: страха нет. Российский самолет полетит на отечественных композитах


 

    Предыдущие статьи из категории: Есть мнение

  • Клим Жуков об итогах 2018 года
  • Жизнь диалектична. Потому сегодня вот такие итоги года. В отличие от предыдущего поста.   Другие интересные посты РОССИЯ, КОТОРУЮ ОНИ […]

  • Дмитрий Шеин о фильме «Т-34»
  • КоляИзУренгоя-34   Другие интересные посты Гвардии рядовые. Танк Т-34: Огнем и маневром. О паразитах мозга Тёмная ночь. Мелкая элита и […]

  • И вообще. Не Богемская, а Богемная
  • Перед фильмом Богемная рапсодия (да-да, шедевры мировой музыки требуют правильного перевода) больше всего переживал не за отсутствие внешнего сходства.  А за […]

  • Про Лайму Вайкуле
  • 31 марта 1954 года в семье латвийского рабочего Станислава Вайкулиса и латвийской продавщицы Янины Вайкуле родилась очаровательная дочурка Лайма. Латвия […]

  • О российских аграриях. Пропагандистское
  • Каждое поле, заросшее кустами и каждая разрушенная колхозная ферма заставляют указчиков на Запад проливать крокодиловы слёзы про неэффективную российскую экономику, […]

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.